Сверхуспешные трейдеры обычно хорошо известны — их истории раскручивают СМИ, про них снимают фильмы, а сами они пишут вдохновляющие книги. Но Энди Кригер не таков — этот человек отказался от публичности, хотя наверняка бы пользовался популярностью.
33 года назад он в одиночку обрушил национальную валюту Новой Зеландии и нанес стране ущерб на несколько миллиардов долларов. Всего одной сделкой он вошел в историю трейдинга. По сей день Кригер считается одним из самых успешных валютных трейдеров в истории — больше него за одну сделку на валютном рынке зарабатывал разве что сам Джордж Сорос.
Учил восточные языки и философию, но стал трейдером
С акциями Кригер впервые связался еще в четыре года: уже в этом возрасте он давал рекомендации по их покупке. «Я любил две вещи: бейсбольную статистику и котировки Уолл-Стрит. Я днями смотрел на них, сравнивал и выбирал акции для покупки. Видеоигр у меня тогда не было, и я сидел с папой и говорил, что он должен купить те или иные бумаги. Помню, что некоторые из них росли весьма неплохо», — рассказал он в шоу Big BIG Trade Event на YouTube.
Образование Кригера весьма нетипично для трейдера: он изучал санскрит, бенгальский язык, иврит и индийскую философию в Пенсильванском университете и собирался стать профессором философии. Однако затем Энди посоветовали продолжить обучение в Уортонской школе бизнеса, где он получил MBA и попутно прошел практику в JP Morgan.
Вскоре он получил первую серьезную работу: устроился валютным трейдером в американский инвестиционный банк Solomon Brothers в 1984 году в возрасте 28 лет. «Мой первый босс сказал мне: «Добро пожаловать на борт! Уверен, ты отлично справишься, расслабься. Но если будешь терять деньги, то вылетишь отсюда пулей». Было не очень комфортно», — рассказал Кригер.
Трейдинг изменил Энди — например, будучи долгое время вегетарианцем, он вернулся к поеданию мяса. Объяснение было такое: торговля на бирже настолько агрессивна, что глупо беспокоиться о причинении вреда животным.
Спустя два года он перешел в один из крупнейших банков США XX века Bankers Trust. Именно там он добился самых больших успехов. Энди торговал столь агрессивно и результативно, что к концу первого года работы ему доверили управление счетом на $700 млн — сумму большую, чем ВВП некоторых маленьких стран в те годы. Обычно трейдерам предоставляли депозиты в 14 раз меньше (около $50 млн).
Временами суммы сделок, которые он проводил, превышали $1 млрд. Вице-президент Bankers Trust Джордж Войта впоследствии признавал, что стратегии Кригера никто не мог понять. Энди оправдывал доверие, зарабатывая для банка уйму денег — но однажды устроил невероятный переполох.
Заработал сотни миллионов, но едва не спровоцировал международный скандал
В Bankers Trust Энди совершил главную сделку жизни. Это произошло во время знаменитого «черного понедельника» 19 октября 1987 года — в тот день индекс Dow Jones рухнул на 22,6% и потянул вниз котировки по всему миру. Американский доллар упал вслед за Dow Jones, что вынудило инвесторов продавать его и искать защитные активы, покупая валюты других стран, которые резко оказались переоцененными.
Самые дальновидные трейдеры осознали, что это шанс воспользоваться искусственно завышенными ценами. Кригер понял это одним из первых и после анализа рынка обратил внимание на новозеландский доллар, который также называют «киви». С сентября 1986 года он неуклонно рос к американскому доллару — к «черному понедельнику» рост составил около 40% и достиг пика.
Энди был «на 100% уверен» в переоцененности «киви» — он лишь «не был уверен, когда он обвалится». Через несколько часов трейдер открыл огромную короткую позицию , поставив против новозеландской валюты.
Впоследствии было подсчитано, что реальных денег было использовано всего около $40 млн, но за счет ошеломляющего кредитного плеча 400:1 сумма сделки выросла до $15 млрд. Размеры «шорта» Кригера попросту превзошли всю денежную массу небольшой страны.
Сделка Кригера едва не обернулась международным скандалом. Через несколько часов курс «киви» снизился на 5% к американскому доллару. Причем в течение дня курс новозеландского доллара падал вплоть до 10%. В результате сделки Кригер заработал для Banker Trust около $300 млн. Потери Новой Зеландии оцениваются где-то в $3-4 млрд — ведь вслед за Кригером другие трейдеры тоже открыли «шорты» против «киви».
Убытки страны могли быть и больше — ходили слухи, что то ли главе новозеландского Центробанка, то ли министру финансов пришлось срочно звонить боссам Banker Trust и угрозами требовать, чтобы те оставили «киви» в покое. Сам Кригер якобы высокомерно заявлял, что Новая Зеландия — слишком маленькая страна, чтобы справиться с объемами торговли, которые могут себе позволить в Bankers Trust, чем спровоцировал еще большее недовольство.
Действия Кригера усугубили и без того ужасные последствия «черного понедельника» для экономики Новой Зеландии: в тот день ее фондовый рынок упал на грандиозные 15%, а к концу месяца падение достигло 60% — ни одна страна в мире не пострадала сильнее. Этот обвал новозеландский рынок отыгрывал несколько лет.
Самому Кригеру после этого поступали угрозы из Новой Зеландии — он даже был вынужден нанять охрану. Эту страну он не посетил до сих пор.
Обиделся на работодателя за маленькое вознаграждение и ушел к Соросу
Сам Кригер получил за эту операцию всего 1% от прибыли Banker Trust ($3 млн). Его это оскорбило — Энди впоследствии назвал это «ничтожно маленькой суммой». В 1988 году он объявил об уходе из банка в Фонд Джорджа Сороса — и что любопытно, примерно в то же время со счетов Banker Trust исчезли $80 млн. Капитализация банка упала на 2%.
New York Times начала расследование и пришла к выводу, что к хищению мог быть причастен именно Кригер. Разразился еще один скандал, но вину Энди доказать не удалось.
Доходность от валютной торговли Bankers Trust с приходом Энди увеличилась с $50-60 млн до $512 млн за год, а после его ухода упала до $153 млн.
Торгует до сих пор, но избегает внимания
У Джорджа Сороса Энди проработал всего несколько месяцев. После этого трейдер ушел в тень и по максимуму избегал общения с прессой. Он уехал в Азию, где встречался с буддийскими ламами и индуистскими йогами.
Через некоторое время он вернулся домой и основал собственное аналитическое агентство Capital Holding Corporation, которое консультировало клиентов и управляло активами на сумму $500 млн. Известно, что он учредил фирмы Northbridge Capital Management, Krieger & Associates Ltd и ряд других. Среди его клиентов был миллиардер и экс-кандидат в президенты США Росс Перо, а также транснациональные компании вроде Anheuser-Busch и Tiffanys.
В 1992 году Энди написал книгу «Денежный базар» о валютной торговле, где объяснял, как бизнес-магнаты пытаются манипулировать рынком и контролировать стоимость мировых валют.
Также известно, что он отчисляет 10% дохода на благотворительность через фонд Karma Foundation, финансирующий образовательные проекты и помогающий инвалидам. В 2004 году он пожертвовал $350 тысяч жертвам цунами в Индонезии.
Сейчас он обучает трейдингу и по-прежнему торгует на валютном и сырьевом рынках, но делает это анонимно. Энди утверждает, что всего дважды за последние 30 лет уходил в убыток по итогам года. К примеру, доходность его сделок в 2007 году превысила 300%, а в 2008-м, в разгар кризиса — 81%. По данным Wall Street Journal, фирма Кригера в 2019-м заработала $592 млн.
Более точные суммы доходов Кригера остаются секретом, как и его жизнь в целом. Его фигура настолько окружена ореолом загадочности, что он вошел в список людей, которые могут скрываться под именем Сатоси Накамото — изобретателя биткоина. Но сам Энди с юмором реагирует на такие слухи: «Я занимался кодингом, мою дочь зовут Джоси, а его Сатоси, так что — может быть».
Источник
Journal information